Программа ознакомительного курса – основные направления и критерии психологической подготовки руководителя
Значимая информация для управления
Наблюдение и упорядочение фактов, эффективные способы структурирование информации
Руководитель не может позволять себе безрассудно отдаваться потоку впечатлений, эмоций и импульсивных реакций. Он обязан отчасти быть и терпеливым наблюдателем. Для того, чтобы появились дополнительные ресурсы к работе с полезной информацией в практивке управления, необходимы эффективные «собирающие» структуры для упорядочения знаний, текущего опыта и впечатлений. Предлагаемый стартовый перечень:
Административная структура
«Предметные» вопросы вокруг задач управления
«Стереотипы» поведения и реагирования людей
Сложившиеся сценарии отношений
Организационные схемы и правила
Поисковые ресурсы
Самооценка – ограничения и ресурсы, слабые и сильные места, ориентиры самовоспитания и развития
Что может быть, если информация «накапливается» негармонично?
Какие психические последствия имеет информационная перегрузка, и как ее избежать?
Как избежать потерь из-за ложной информации?
Психологическое напряжение и беспокойство
Мобилизация, саморегуляция и психологическая поддержка
Противостояние стрессу и правильная реакция на психологические удары, создание атмосферы психологического комфорта
Эффективное мышление в стрессовых обстоятельствах
Собственные проблемы и цели
Конструктивное вмешательство в проблемы отношений других
Что следует считать «психологическим ударом», и какие его разновидности могут быть в практике работы руководителя?
Какие источники и последствия стресса должен учитывать в принятии решений руководитель?
Какие существуют способы перенаправления энергии «фрустрации»?
Тактическая успешность в общении
Дипломатические качества, учет стихийных элементов участия в общении разных людей, качества «переводчика» разных контекстов
И даже если Вы обладаете приличным объемом информации об индивидуальных различиях между людьми – как правильно использовать эту информацию?
Как правильно интерпретировать контекст?
Что помогает преодолеть конфликтное напряжение и правильно вести себя в напряженной ситуации?
В центре коллектива
Управление групповыми резонансами и эффектами групповой стихийности
Эффекты влияния группы на каждого ее участника бывают чрезвычайно сильными. Но их стихийное развитие может быть деструктивным. Даже и лишь находиться «внутри» групповых отношений (быть вольным или невольным их участником), сохраняя при этомсвои интересы, вовремя и правильно реагируя на предложения и сценарные ожидания других, уже довольно сложная задача. А тем более, что крайне важно для руководителя, целенаправленно и конструктивно влиять на «групповую динамику»
Эффекты малой группы
Человек в разных группах
Эффекты больших групп и систем
Организационные схемы и особенности человека
Правильное использование интеллектуальных ресурсов в подчиненном коллективе, организация индивидуальной и групповой интеллектуальной активности
Организационное проектирование, решение сложных интеллектуальных задач…
Распределение имеющихся ресурсов во времени
Экономический расчет
Информационная безопасность
Формализация системы управления
Технологическая оптимизация
Подбор и обучение персонала
Юридические нюансы
Атмосфера развития
Создание атмосферы развития и мотивирование к оптимизации
Вокруг действий, решений, а также и стиля поведения руководителя должна возникать атмосфера доверия, поощрения проявления инициативы и желание вносить посильный вклад в развитие общего дела…
Системные решения
Развитие способности к системным решениям
Понять значение и роль системных решений бывает непросто, а тем более научиться их подготавливать и принимать…
Что такое «системное решение?
Каковы критерии «качественного» (эффективного, удачного…) системного решения?
Какие могут быть виды и формы системных решений (как может быть оформлено и внедрено системное решение)?
Факторы обучения
Информация (передача смысловой нагрузки в форме текстов, схем и прочих «знаковых» носителей)
Понимание (как «контекстуальное», так и «аналитическое»)
Конструирование (самостоятельное практическое использование знаний об общих закономерностях в приложении их к конкретным ситуациям)
Поведение (тренировка действий и реагирования в экспериментальных условиях с их коррекцией)
Восприятие (организованное наблюдение, подразумевающее развитие органов восприятия)
«Прочувствование» (демонстрация с эмоциональной нагрузкой)
«Синтетическое» интеллектуальное чувство